Из-за недостатка источников частная жизнь средневековых новгородцев долгое время оставалась тайной за семью печатями. Ситуация изменилась после того, как в руки археологов попали берестяные грамоты, свидетельствующие не только о деловых заботах новгородцев, но и об их личной жизни.
Берестяные грамоты, чудом сохранившиеся в новгородской земле, открывают нам подлинную, никакими летописцами не отредактированную, жизнь древнего города. Эти невзрачные комочки содержат бесценные сведения о повседневных делах обычных горожан.
Большинство грамот посвящено заботам о сохранении и приумножении разнообразного имущества, но встречаются и послания, в которых говорится о любви и создании семьи. Одной из находок археологов стала грамота конца ХIII века. В ней говорится: «От Микитика Ани поиди за мьне азъ Ть6е хоцю а ты мене а на то послухо Игнато Моисиевъ …»
Скорее всего, рассудительный Микита, прежде чем засылать сватов, решил письменно предупредить невесту о своем намерении. А найденный археологами документ стал обрывком самого старого дошедшего до нас брачного договора.
В начале 50-х годов XX века в Неревском раскопе археологи обнаружили берестяную грамоту, в которой несчастная Гостята жаловалась отцу на то, что муж, прикарманив ее приданое, взял себе другую женщину.
В 1993 году была найдена грамота с настоящим любовным посланием. К сожалению, его текст сохранился не полностью.
Но и то, что осталось, красноречиво свидетельствует о чувствах писавшей женщины. Это древнейшее русское любовное письмо написано, как установили историки, в 80-е годы XI века. Сегодня перевести его без специалистов практически невозможно.
Не только язык — все с тех пор изменилось: одежда, постройки, оружие, украшения, сам Новгород … И лишь одно осталось неизменным и поныне — сердце любящей женщины.