Для любого современного человека книга – это нечто обыденное и привычное. Это легкодоступный источник знаний или духовного досуга, который сейчас можно найти не только в печатном, но и в электронном варианте. Но так, естественно, было не всегда.
Некогда книги были доступны только избранным, поскольку писались и переплетались вручную. Всё изменилось тогда, когда за дело взялся Иван Фёдоров – первопечатник, который изменил представление о книжном мастерстве на Руси.
Именно Фёдорову мы обязаны тем, что книги несколько веков назад стали материалом доступным для большинства грамотных людей (а не только для представителей привилегированных сословий).
Свой нелёгкий труд по внедрению печати мастер начал в XVI веке и столкнулся со множеством трудностей начиная от недовольства переписчиков книг и заканчивая экономическим благополучием духовников. Но Фёдоров не сдался (за что ему огромное спасибо) и сумел-таки укоренить печатное дело на Руси.
Рассмотрим 30 интересных фактов из жизни и ремесла первопечатника Ивана Фёдорова.
О биографии и личной жизни
- Информация о годах жизни первопечатника не просто так не упомянута выше. Точных данных о них нет. В разных версиях его биографии указываются разные даты. Примерный разброс года рождения Фёдорова составляет 20 лет (одни биографы называют 1510 год, другие – 1520 год, третьи – 1530 год).
- О месте рождения Фёдорова тоже ничего неизвестно. Сам он называл себя Москвитин, что позволяет сделать субъективное предположение, что родился первопечатник всё же в Москве. Однако определённо утверждать это нельзя.
- Забавно, что и с фамилией у мастера книгопечатания тоже всё непросто. На современной Фёдорову Руси тогда ещё «фамилий» в том виде, в котором привыкли мы сейчас, не существовало. А потому мастер подписывался по-разному, так что и точные сведения о его фамильной принадлежности получить не удалось. Некоторые из своих изданий он подписывал именем по отцу – частая практика в XVI веке. В других он подписывался прозвищем, которое связано с происхождением (таких вариантов существует десятки). А вот на надгробии мастера написано Іоанъ Ѳеодоровичь друкарь Москвитинъ, поэтому современные историки предпочитают ориентироваться на это имя.
- Подробности биографии книгопечатника собирали по крупицам на протяжении десятилетий. Здесь опять же всё неясно и неточно, одновременно существуют противоречащие друг другу версии. Где получил будущий мастер печатного слова образование – неизвестно, кто был его воспитателем – тоже. Однако тот факт, что Фёдоров был одним из самых эрудированных людей своего времени и знал несколько языков, наталкивает на мысль, что обучался он за границей.
- По одной из версий будущий мастер учился в Кракове, где и встретил первого славянского книгопечатника Швайпольта Фиоля (Фиоль был первым печатником, издавшим несколько книг на русском языке в Кракове). И примерно в те же годы в Краковском университете учился Франциск Скорина – основатель первой типографии в Восточной Европе. Так что, вполне возможно, что и Фёдорова захватила эта волна увлечения печатным делом, которая преобладала в Кракове в те годы.
- Точная внешность, как и точные годы жизни, и биографические факты, тоже неизвестна современным историкам. Не сохранилось (или не существовало) ни одного портрета книгопечатника (даже словесного описания его внешности или характера).
- Фёдорова недолюбливало русское духовенство. Когда мастер начал активно заниматься развитием печати на Руси, представители духовников потеряли покой. После выхода книги Часослов типографию Фёдорова вообще сожгли, из-за чего мастеру пришлось даже покинуть Москву и отправиться на поиски покоя и возможностей заниматься любимым делом.
- Считается, что ненависть со стороны духовенства объяснялась тем, что с появлением печати переписчики книг начали терять свой доход и востребованность, что значительно ударило по экономическому положению духовенства в целом. А кому хочется терять свой заработок?
- По ещё одной версии столь неодобрительное отношение духовенства Фёдоров вызвал своим «непослушанием». Иван примкнул к белому духовенству и, овдовев, не принял постриг. Из-за этого на него посыпались нападки, которые переросли и в ненависть к делу его жизни.
- Из-за конфликта с представителями духовенства и уничтожения одной из мастерских, Фёдоров перебрался в Речь Посполитую. Здесь книгопечатник продолжил заниматься своим ремеслом и основал типографию.
- Фёдоров свободно владел латынью, греческим, немецким и чешским языками.
- Несмотря на то что практически всю свою жизнь Фёдоров посвятил развитию книгопечатного ремесла, он был сведущ и в других ремёслах. Он был изобретателем, обладал обширными знаниями в области оружейного дела (и, в частности, артиллерии). Своими руками он создал несколько артиллерийских орудий, в числе которых, например, многоствольная мортира (прообраз системы залпового огня, которая существует в современном военном деле).
- Доподлинно неизвестно, прервался ли род Фёдорова. О жене печатника ничего неизвестно, историки лишь знают, что овдовел мастер рано. Старший сын Фёдорова умер бездетным, однако были у ремесленника и другие дети, о судьбе которых абсолютно ничего неизвестно.
- Известно, что Фёдоров довольно активно переписывался с курфюрстом Саксонии (князем Саксонии). Сохранилось до наших дней даже одно письмо от 1583 года.
- Старший сын первопечатника попытался пойти по стопам отца. Сначала он стал торговцем книгами, а затем, когда отца не стало, попытался перенять его типографское дело. Но он быстро разорился, попал в долговую яму, а затем и в тюрьму. Детей у него не было, умер он молодым.
О печатном мастерстве
- Книгопечатание на Руси зародилось в период правления Ивана Грозного. Именно он отдал распоряжение пригласить мастеров этого ремесла из Европы. Принято считать, что в одной из первых типографий, основанных на Руси, Иван Фёдоров трудился в качестве подмастерья, перенимая все тонкости дела.
- Работа над изданием первой книги продолжалась около 11 месяцев. Она носила название «Апостол» и была настоящим произведением искусства. Особый шрифт, вёрстка, чёткость текста, грамотность слова – всё было идеально в издании. Началась работа над книгой 17 апреля 1563 года, а закончилась 1 марта 1564 года. Тираж составил 1000 экземпляров, до наших времён сохранилось лишь 50 из них. Все сохранившиеся образцы хранятся в разных музеях по всей стране.
- Интересно, что «Апостол» не был первой печатной книгой на Руси. До него уже существовали образцы, отпечатанные европейскими мастерами, которых приглашал Иван Грозный. Однако ни на одной из выпущенных ими книг нет ни даты выпуска, ни сведений об авторе.
- Фёдоров внёс непосильный вклад в развитие книгопечатания – это факт, известный каждому школьнику. Но мало кто знает, что мастер поспособствовал появлению пробелов между фразами и словами. До того как в тираж вышел первый образец «Апостола», все слова писались слитно, а предложения разделялись лишь малозаметными точками. Книгопечатник потрудился сделать свой текст максимально комфортным для глаз и чтения.
- Вместе с Фёдоровым над «Апостолом» трудился ещё один книгопечатник – Пётр Тимофеевич Мстиславец.
- Вслед за «Апостолом» Фёдоров выпустил ещё одну печатную книгу – «Часослов». Однако отношения с духовенством резко осложнились у мастера, так что он был вынужден покинуть пределы Руси и перебраться в Великое княжество Литовское (Речь Посполитую).
- В Литве и Фёдорова, и Мстиславца приняли радушно. Сам гетман Ходкевич помогал мастерам освоиться на новом месте. Здесь была открыта типография, которая позволила ремесленникам продолжить работу над книгами. Здесь Иван выпускает первую печатную «Азбуку». Однако вскоре сам гетман повредился рассудком, а политическая ситуация в княжестве резко изменилась. Спрос на кириллические книги резко упал, потому Фёдорову пришлось срочно покинуть Речь Посполитую и перебраться во Львов. Мстиславец же едет в Вильнюс.
- Во Львове печатник столкнулся с новой проблемой. Средств на открытие очередной типографии в новом городе не осталось. Местные купцы отказали Фёдорову в займе, поскольку они вообще не видели смысла в книгах. Как ни странно, на помощь пришли церковные деятели. В отличие от представителей духовенства, притеснявших первопечатника на Руси, местные духовники помогли собрать для Ивана деньги, на которые удалось выпустить переиздание «Апостола».
- Продавался переизданный «Апостол» плохо. Мастер практически был разорён, а потому вскоре и печатные книги, да и сама типография перешли к ростовщикам. Иван отправляется в Острог по личному приглашению князя Константина Острожского. Он выстроил две типографии, в одну из которых он и пригласил ремесленника.
- В Остроге Фёдоров начал работу над изданием первой печатной славянской Библии. Она получила название «Острожская» и представляла собой объёмный талмуд в 600 страниц с новейшим для тех лет шрифтом. Тираж новинки составил более 100 экземпляров, до нашего времени дошло 300 образцов (что значительно больше, чем у того же «Апостола»). Долгое время доски со шрифтами хранились у учеников Фёдорова после смерти мастера. Некоторые из них использовали для печатного дела в течение 200 лет после этого.
- 14 марта отмечается день выпуска Острожской Библии.
Память об Иване Федорове
- Имя Фёдорова носят 5 улиц в разных городах не только России, но и Украины. Современники высоко ценят труд первого русского книгопечатника, а потому постарались оказать ему посмертные почести разными способами. Проще всего было назвать улицу в честь мастера. Прогуляться по улицам имени Ивана Фёдорова можно сегодня в Волгограде, Киеве, Казани, Львове, Бердичеве.
- Естественно, не обошлось и без памятников. Книгопечатнику посвящено множество монументов в городах России.
- Но дальше всех пошла Русская православная старообрядческая церковь. Она причисляет печатника к лику святых. С 2009 года установлено, что 5 декабря по старому стилю является днём праведного Иоанна Фёдорова (этот день является днём смерти первопечатника).
- 1 марта в России празднуется День Православной Книги, поскольку именно 1 марта 1564 года было выпущено первое издание «Апостола».